С незапамятных времен торговля рассматривалась как связующее звено между народами и нациями. Через него укрепляются отношения и решаются экономические и социальные проблемы населения. Одним из видов торговли, прочно связавшим народы Средней Азии, является торговля сухофруктами. Торговля, которая не знает границ.
Шестой столп Ислама?
Мизробиддин Ашуров – из города Исфары, у него нет абрикосового сада. Однако, каждый год он покупает участок абрикосовых садов в Канибадамском, Аштском или Бободжон- Гафуровском районах, сушит их урожай и продает оптом. Это его основной источник дохода.- Наши покупатели, – говорит Мизробиддин Ашуров, – в основном те, кто торгует в РФ. Иногда курагу сорта «Мирсанжали» покупают и те, кто торгует в Казахстане. Сушка абрикосов, — смеясь, говорит М. Ашуров, — это как шестой столп Ислама для жителей Исфары. Не бывает года, чтобы мы не брали абрикосовый сад из какого-нибудь района Таджикистана и не сушили его урожай из свежих плодов.В продолжение беседы он сообщил, что в этом году из-за неурожая в Аште и Худжанде люди выезжали в Хатлонскую область на два месяца для сборки урожая абрикоса. Они привезли его в Исфару и продали. То есть, с момента своего созревания до того, как он высохнет и попадет на рынок, абрикосы преодолевают расстояние более 500 километров из одного уголка Таджикистана в другой.
Ферганские фрукты с MADE IN ISFARA
По официальным данным, фруктовые сады города Исфары Согдийской области Республики Таджикистан занимают 10 000 га, и более 90% его составляют абрикосы. По информации заместителя Управления экономики и торговли Исполнительного органа государственной власти города Исфары Махмуджона Курбанова, за девять месяцев 2022 года экспорт сухофруктов из Исфары составил 21 739 тонн, что на 5 629 тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. (По неофициальным данным этот показатель еще выше.)И это несмотря на то, что текущий год был годом низкой урожайности абрикосовых садов Согдийской области. Иными словами, в неурожайный год в Согдийской области на каждое абрикосовое дерево в Исфаре приходится 217 килограммов сухого абрикоса. По словам специалиста в области сельского хозяйства, бывшего начальника Исфаринского управления сельского хозяйства Бахтиёра Джалилова, с 25-30-летнего абрикосового дерева в урожайный год можно получить до 150 кг сушеных плодов (не кураги, а плодов с косточками). Так откуда же берётся эта разница? Как было сказано выше, большая часть абрикосов Согдийской области и Республики Таджикистан перерабатывается, покупается и продается за границу исфаринцами, что и оформляется через Исфару. Кроме того, есть предприниматели, которые завозят сухофрукты из других республик в Таджикистан, а затем вывозят их в третьи страны.
Раньше это был Кыргызстан, теперь это Узбекистан
В холодное время года в Исфаре редко можно встретить семью, не занимающуюся переработкой сухофруктов. Один обрабатывает абрикосы в духовке, другой черную сливу в манту- казане, а третий сушит хурму. Один из местных торговцев, не пожелавший давать о себе подробную информацию, в частной беседе отметил, что раньше они завозили абрикосы из села Кызыл-Бель Баткенского района КР, перерабатывали их и продавали на рынках города Исфары. Последние два года из-за пограничных инцидентов и закрытия границ они не могут ввозить товары из Кыргызстана.-Сначала были наши торговцы, которые напрямую импортировали сухофрукты из Узбекистана. Но бизнесмен есть бизнесмен и всегда думает о большей прибыли. Сейчас такие торговцы ездят в города Узбекистана, пакуют там груз и отправляют за границу. Потому что в этом случае стоимость будет ниже, – говорит наш собеседник.
Легче работать в Узбекистане?
Один из местных торговцев по имени Амриддин говорит, что уже много лет имеет дело с Республикой Узбекистан. Его деятельность в основном связана с сухофруктами. У него много знакомых в Узбекистане, и по его просьбе они покупают и собирают у себя во дворе нужное количество груза. Это количество может достигать 100 тонн за один раз. Амриддин выезжает в Узбекистан, обрабатывает и упаковывает груз прямо там и отправляет в РФ. -Эта работа хороша в двух отношениях, -говорит Амриддин: во-первых, такой бизнес в Узбекистане значительно облегчился, благодаря меньшим налогам и большим льготам, а во-вторых, стало легче перевозить грузы.
Дорога протяженностью в тысячи километров
У Хушбахта Саидова есть магазин по продаже продуктов в г. Самаре РФ. В этом магазине он также продает сухофрукты среди других продуктов питания. Является гражданином Республики Таджикистан. В основном он получает сухофрукты из Узбекистана. – Раньше, – говорит Хушбахт Саидов, – мы закупали сухофрукты в Таджикистане и Кыргызстане. Теперь покупка его в Узбекистане приносит нам больше прибыли. В первую очередь, на цены повлиял низкий урожай в этом году в Таджикистане, а затем закрытие границы с Кыргызстаном повлияло на наши планы.В то же время Зайнуриддин Захайризода, который является журналистом и в настоящее время занимается продажей сухофруктов в одном из городов Российской Федерации, поясняет, что бизнес есть бизнес, и он не признает границ, национальности, расы, религии и обычаев. Скорее, торговля – это инструмент, который объединяет всех людей и ведет к развитию стран.
К слову
Мамаджан Бердишев – журналист из Кыргызстана, директор «Баткен ТВ» говорит: « В предыдущие годы мы тесно общались с коллегами из Таджикистана и подготавливали совместные журналистские материалы. Между народами Таджикистана и Кыргызстана существовали отношения, большую роль в которых играла торговля. Верю, что с решением пограничных вопросов вновь откроются дороги для торговли и сообщения, укрепятся мир и дружба. В этом ключе торговля будет играть основную роль”.
Чтобы проголосовать, перейдите по ссылке: