Работы участников

Марал Айтмагамбетова, Анастасия Ерш, Кира Ступак, Казахстан. О чём молчат женщины?

Бытовое насилие — это острая социальная проблема в большинстве стран Центральной Азии, в том числе в Казахстане. Зачастую именно женщины становятся жертвами бытового насилия.

Что рассказывает статистика?

Закон «О профилактике бытового насилия» РК на сегодняшний день признает четыре вида бытового насилия: физическое, сексуальное, экономическое и психологическое. По данным МВД РК, на сентябрь текущего года в полицию поступило порядка 100 тыс. сигналов о бытовом насилии, однако в 60% случаев потерпевшие отказались подавать заявление. Согласно данным Бюро национальной статистики, за 2021 год было зарегистрировано 61 464 случая бытового насилия. Лидирующую позицию по зарегистрированным случаям занимают регионы Южного Казахстана.

Однако, если принять во внимание численность женщин в данных регионах, то мы получим совершенно иную картину. В диаграмме, представленной ниже, мы рассчитали количество случаев бытового насилия на 100 тыс. женщин, проживающих в данных регионах. Получается, что чаще случаи бытового насилия регистрируются в регионах Северного Казахстана, совсем немного отстают Центральный и Восточный Казахстан, то есть женщины данных регионов чаще обращаются в полицию и регистрируют случаи бытового насилия.

Говорят ли полученные данные о том, что на юге и западе нашей страны ситуация гораздо лучше? Нет. По данным Академии правоохранительных органов, более 70 % женщин, страдающих от мужа-агрессора, долгое время не обращаются в полицию и предпочитают молчать о произошедшем. Казахстанские женщины могут не обращаться в полицию по разным причинам: боятся осуждения своего окружения, некоторые считают, что насилие в семье — это норма, часть жертв не хочет разрушать семью или зависит от обидчика финансово или психологически. Важным фактором становится стереотипное представление о традиционной роли восточной женщины в браке и боязнь осуждения со стороны традиционной морали. Важно понимать, что реальный показатель бытового насилия в стране намного выше.

16 дней активизма против гендерного насилия

Ежегодная кампания «16 дней активизма против гендерного насилия» Организации Объединенных Наций стартовала 25 ноября. Она призывает к предотвращению и искоренению насилия в отношении женщин и девочек.

В ходе этой кампании фондом «Zertteu Research Institute» при поддержке Представительства имени Фридриха Эберта была опубликована статистика, основанная на данных МВД РК, которая говорит о том, что только каждое третье обращение доходит до суда и только одно из шести заканчивается коротким административным арестом для лица, совершившего бытовое насилие.

Сегодня в странах Центральноазиатского региона бытовое насилие декриминализировано, то есть рассматривается в рамках административного кодекса. В Казахстане действует закон «О профилактике бытового насилия». В нем перечислили меры для профилактики домашнего насилия, а штрафы заменили административным задержанием и предписанием суда. Однако только административные меры оказываются неэффективными: предписания суда неоднократно нарушаются. Закон в нынешней редакции оставляет женщину один на один с насильником. Так, 17 ноября в Павлодаре муж напал на жену, 30-летнюю Айдану, и несколько раз ударил её ножом. По словам жертвы, муж неоднократно угрожал и избивал её, несмотря на действующее защитное предписание. Женщина написала четыре (!) заявления в полицию, но в итоге осталась совершенно беззащитной. Айдана получила пять ножевых ранений, два из них в голову.

Чтобы глубже разобраться в проблеме бытового насилия, мы провели опрос, в котором приняли участие женщины из разных регионов Казахстана. Одна из них согласилась рассказать свою историю.

Бьет – значит любит

Лейле 45 лет, она живёт в Павлодаре. Как и 40,5% участниц нашего опроса, она лично столкнулась с бытовым насилием. История Лейлы – это три поколения женщин, жертв домашнего насилия. Замуж Лейла вышла в 17 лет, чтобы сбежать от отца, который бил жену и детей. Как и многие жертвы бытового насилия, Лейла думала, что такая ситуация «в порядке вещей». Так жертвами семейного насилия женщины становятся «по цепочке»: девочка из детства несет представление о том, что насилие в семье – это норма, женщина должна смириться и терпеть. 11,8% опрошенных стремились любыми средствами сохранить семью и жили с тираном, чтобы дети не остались без отца.

По словам Лейлы, первые пять лет замужества все было хорошо. Точкой невозврата стал момент, когда ее муж разбил машину, за которую был не выплачен кредит. Супруг Лейлы стал выпивать и обвинять жену в своих трудностях. В этот момент женщина столкнулась с психологическим насилием. Психологическое насилие – это насилие с целью нанести удар по душевному равновесию человека с помощью угроз, запугивания, оскорблений, критики. Часто женщины могут не считать себя жертвами бытового насилия, если им не наносили физические травмы, однако это не так. 70,6 % участниц нашего опроса, сталкивались именно с психологическим насилием в своей семье.

Бытовой насильник в истории Лейлы — это ее муж. Не всегда бытовое насилие происходит между мужем и женой, домашнему насилию могут подвергаться дети и старики. Часто насилие подтверждается побоями, которые со временем только усиливаются. 70,6 % участниц нашего опроса стали жертвами «кухонного бойца».

Лейла также столкнулась с физическим насилием: «Муж стал для нас просто «соседом»: из своей комнаты он выходил только мыться, кушать и иногда поднимал на меня руку». Лейла его прощала, потому что любила его и думала, что такое может происходить в семье. 11,8% участниц нашего опроса признались, что не обращаются в полицию, потому что также любят своего бытового насильника.

 

«Мамочка, я больше не хочу тебя видеть избитой. Давай уйдем от папы».

История насилия Лейлы длилась двенадцать лет. Как правило, бытовое насилие – это не единичное происшествие, а систематическое угнетение на протяжении долгого времени. Жертва терпит, боясь разозлить своими действиями насильника: 47,1% опрошенных нами женщин не обращались в полицию из опасения, что насильник причинит им вред снова.

Но один случай поставил точку в истории Лейлы навсегда: «Однажды он в очередной раз пришел в алкогольном опьянении, начал кидать в меня тем, что под руку попадалось. Затем он сел поужинать как ни в чем не бывало, и мне в голову полетела тарелка. После чего он начал избивать меня так, что поломал шесть ребер и правую руку (специально, чтобы я не смогла работать)». Муж Лейлы намерено хотел лишить ее возможности зарабатывать деньги самостоятельно, чтобы она была финансово зависимой от него – так проявляется одна из форм экономического насилия. Экономическое насилие может проявляться в контроле над использованием денег и других материальных ресурсов человека. Именно с подобными ситуациями столкнулись 47,1% опрошенных нами женщин.

Лейла очень долго оправлялась после последних побоев: «Я сидела после больницы и тихо плакала. Ко мне подошла одна из младших дочек и сказала: «Мамочка, я больше не хочу тебя видеть избитой. Давай уйдем от папы».

Наша героиня – одна из немногих жертв, которые обратились в правоохранительные органы. 70,6% участниц опроса отказались обратиться за помощью к стражам порядка. Из тех, кто обратился в полицию, 6,6 % – пожаловались, что их заявление отказались рассматривать.

Лейла обратилась за помощью не только в правоохранительные органы, но и в Павлодарский городской центр социально-психологической реабилитации и адаптации женщин с детьми. Лейла оформила развод с мужем, работа с психологом и поддержка друзей помогли ей оправиться от произошедшего. Старшая дочь Лейлы, повторяя судьбу мамы, тоже вышла замуж за тирана, сейчас она в разводе.

История Лейлы, это история сотен тысяч женщин Центральноазиатского региона, которые подвергаются эмоциональному, физическому или сексуальному насилию и испытывают страх за свою жизнь из-за насилия в семье. Они терпят, создавая неразрывную цепь поколений девочек, усваивающих насилие как норму семейных отношений.

Порочный круг можно разорвать. Если Вы подвергаетесь бытовому насилию, позвоните в полицию на номер 102, обратитесь в скорую помощь через 103 (в случае избиения медики также вызывают полицию), или свяжитесь с кризисным центром. На сегодняшний день в Казахстане действует 44 кризисных центра, в том числе один в Павлодаре.

UN Women Kazakhstan опубликовали в своем Instagram (https://www.instagram.com/p/Clq9T7dKMPf/) памятку для пострадавших от бытового насилия. Брошюра содержит контакты кризисных центров и подразделений по защите женщин от насилия во всех регионах Казахстана.

 

Чтобы проголосовать, пройдите по ссылке:

Защищено: Голосование – Группа (Марал Айтмагамбетова, Анастасия Ерш, Кира Ступак)

You may also like